Главная » 2014 » Ноябрь » 19 » Более З0 белорусских бизнесов являются лидерами мирового рынка, но держатся в тени
09:27
Более З0 белорусских бизнесов являются лидерами мирового рынка, но держатся в тени
Исследовательский центр ИПМ обнаружил в Беларуси более 30 компаний, которые являются лидерами на мировом рынке в своих узких нишах. Кто они такие и почему никому не известны?

«Как выглядит белорусский бизнес, не знает никто», - заявил Павел Данейко, руководитель Директор Бизнес-школы ИПМ на форуме Всемирной недели предпринимательства в Беларуси.

Лидеры белорусского бизнеса, с которыми ИПМ работал в рамках образовательных и исследовательских проектов, предпочитают держаться в тени. И дело тут не только в природной скромности белорусов. Эту скромность сильно преумножила белорусская действительность в 90 – начала 2000 годов, не благоволившая людям, которые делали большие деньги.

Поэтому большинство успешных бизнесменов в нашей стране являются так называемыми «скрытыми чемпионами», отметил Павел Данейко. Данный термин был предложен немецкими исследователями. Согласно их концепции, «скрытыми чемпионами» являются в основном небольшие по размеру компании, которые при этом стали лидерами – либо технологическими, либо рыночными –  во всем мире или своем регионе. Часто их доля на рынке превышает 50%. Обычно это бизнес «B2B» («бизнес для бизнеса», то есть их потребителями являются другие бизнесы). Поэтому такие компании мало известны широкой публике.

Кто они – скрытые чемпионы Беларуси?

ИПМ обнаружил в Беларуси 32 компании, полностью соответствующие данным критериям. Они являются номером 1 или 2 на мировом рынке или номером 1 на рынке Европы или СНГ. Все они обладают сходными чертами: являются производственными, сфокусированы на очень узкой нише, ориентированы на экспорт. И все они, как полагается, крайне скромны: при озвучивании результатов исследования попросили Павла Данейко не упоминать названия их компаний.

Согласно исследованию, вышеописанных «скрытых чемпионов» Беларуси можно поделить на три группы.

Первая группа – это производители новых продуктов, которые не выпускались в СССР. Например, упаковочные материалы или роллетные ворота. Все они добивались успеха по одной схеме: изначально работали дилерами, захватывали значимую часть рынка, открывали собственные производства. Потом им помогла прекрасная идея свободных экономических зон в Беларуси. Условия СЭЗ помогали снизить издержки на столько, что продажная цена товаров падала минимум на  15%. После чего доля этих предприятий на рынке постсоветских стран  резко вырастала.  Тогда уже цены восстанавливались, и компании выходили на высокую прибыльность.

Вторую группу составляют характерные для нашей страны производства машиностроительной продукции, только сфокусированные на очень узкой сфере. Например, производители экскаваторов для ремонтных работ на аварийном нефтепроводе.

«На всем евразийском пространстве, включая Китай, существует только два производителя этой продукции – один в Словакии, другой в Беларуси. При этом мировой рынок (не считая американский) составляет около 100 миллионов долларов – две компании аккуратно это делят», -- отметил эксперт.

Схема возникновения таких производств сходна с предыдущей: начиналось все с торговой деятельности. Потом в процессе работы находился некий нишевой продукт, компании учились его продавать. После этого создавалось производство, резко снижались издержки, быстро захватывался рынок и удерживался после поднятия цен.

Третья же группа особая – это предприятия, рожденные из советского ВПК. «Спасибо военпрому Советского Союза за значительный вклад в развитие белорусской рыночной экономики», - сказал Павел Данейко.

Схема возникновения таких компаний совсем другая, отметил эксперт: «Младшие и старшие научные сотрудники, кандидаты и аспиранты, в 90-е годы оставшись без еды, пытались как-то заработать себе на хлеб, и начинали делать, что умеют, чтобы потом продать. Они использовали осколки советского производства для создания какой-то технологии».

Сегодня такие компании ориентируются на рынок США. Например, одно из белорусских предприятий имеет доминирующую долю на американском рынке приборов ночного видения гражданского назначения.

Откуда в Беларуси такие необычные бизнесы?

Почему в Беларуси возникли вышли вперед такие необычные производственные бизнес-модели, ориентированные на экспорт и сфокусированные на нишевые продукты?

Здесь как раз все «согласно теории», считает Павел Данейко. Эффективные национальные бизнес-модели получаются, когда бизнес преодолевает преодолимые барьеры  в национальной экономике.

Такими преодолимыми барьерами в Беларуси были жестокий бизнес-климат, неустойчивая макроэкономика, отсутствие приватизации и недоступность длинных денег.

Жесткие условия бизнеса не позволяли показывать успех внутри страны. Но если ты работаешь на внешних рынках, то твой успех незаметен. Поэтому в условиях давления на бизнес выживали модели с экспортной ориентацией.

Неустойчивая макроэкономика внутри страны также сделала более выгодной работу на экспорт.

Отсутствие приватизации привело к тому, что самые талантливые предприниматели не ринулись скупать госпредприятия.

«В моем понимании социалистические предприятии нереформируемы в принципе, - отметил Павел Данейко. – Они изначально создавались как неэффективные». Это заставило предприимчивых людей заняться «гринфилдом» -- созданием бизнеса с нуля.

И, наконец, нехватка финансирования не позволяла предпринимателям выходить на массовые рынки, заставляя выбирать нишевые стратегии.

Следует отметить, что "Ежедневник" уже несколько лет готовит свой собственный Топ крупнейших бизнесменов страны, где называет в том числе бизнес, предпочитающие оставаться в тени. В настоящеее время, "Ежедневник" готовит Топ региональных бизнесменов, который расскажет о крупнейших представителях бизнес-сообщества в шести белорусских областях.

Источник

Просмотров: 697 | Добавил: farraconso | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0